Дорогам нужны современные локомотивы

Дорогам нужны современные локомотивы 14.10.2010
В 2007 году стратегическим направлением научно-технического развития ОАО «РЖД» до 2015 года (так называемая «Белая книга») были определены новые технические требования к подвижному составу. Они подразумевают увеличение веса среднего грузового поезда на 6%, среднеучастковой скорости движения на 10%, снижение удельного расхода топлива или электроэнергии на 4%, увеличение маршрутных скоростей на основных направлениях на 12–15%.

В соответствии с принятой Правительством РФ стратегией развития железнодорожного транспорта к 2030 году прогнозируется рост погрузки в 1,5–1,6 раза по сравнению с 2007 годом. Также планируется увеличение доли тяжеловесного движения до 50%.

Вместе с тем уже выпущенные локомотивы переходного периода показали, что они не в полной мере решают стратегические задачи долгосрочной перспективы.

Таким образом, сейчас появилась необходимость корректировки и оптимизации типажа локомотивов. Анализ перспективных полигонов эксплуатации показывает необходимость поставок новых грузовых тепловозов повышенной мощности. Например, на замену тепловоза серии 3ТЭ10М необходимо получить порядка 430 локомотивов до 2020 года.

Прежде всего они будут востребованы на Дальневосточной железной дороге, а также на участках Ртищево – Кочетовка и Елец – Узловая Юго-Восточной магистрали.

Помимо этого нужно создавать новые локомотивы с асинхронными тяговыми двигателями, с улучшенными эксплуатационными характеристиками, более высокими показателями надёжности и минимальными затратами на техническое обслуживание и ремонт.

В настоящее время ведутся разработки двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20 на Новочеркасском электровозостроительном заводе, грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 в группе компаний «Синара». Также требуется создать грузовой электровоз переменного тока с асинхронным приводом 2ЭС5 (эти работы ведёт НЭВЗ) и трёхсекционных тепловоз 3ТЭ25.
Для вождения тяжеловесных поездов в типаже также необходимо предусмотреть локомотивы с газотурбинным двигателем, их потребность составляет около 60 единиц. В процессе разработки нового типа локомотива должны учитываться грузопотоки, способные обеспечить эффективное их использование по мощности и силе тяги, существующие на дорогах ограничения и «барьерные» места.

Можно также уверенно прогнозировать создание и применение в локомотивах новых конструкционных материалов. Есть предложения по оптимизации и сокращению линейки предлагаемых локомотивов, но это вопрос дальнейших исследований.

Межремонтные показатели работоспособности всех элементов пути следует довести до 1,5 млрд пропущенных тонн, причём с обеспечением их равного ресурса.

Необходимо внедрять технологии оздоровления земляного полотна с применением защитных уплотнительных слоёв из георешёток. Такая мера позволит значительно снизить его деформирование.

Нужно шире применять технологии послойного уплотнения полотна, позволяющие в четыре раза сократить период его стабилизации. Это соответственно тоже должно учитываться при разработке новых нормативных требований.